Просветительские направления деятельности в работе школьного музея

 

Коновалова Н. Х.

Наш школьный краеведческий музей собирал свои экспонаты, предметы старины на протяжении нескольких лет, начиная с 2000 года.

Участвовали в этой работе все: учащиеся, родители, жители микрорайона, ветераны Великой Отечественной войны. Основными направлениями работы музея выбраны следующие: поисково-собирательное; историко-краеведческое; культурно-просветительское; духовно-нравственное. При разработке программы деятельности музея были сформулированы задачи, направленные на формирование у учащихся гражданско-патриотических качеств, национального самосознания, на расширение кругозора, воспитание познавательных интересов и творческих способностей школьников с помощью технологий музейной педагогики, совершенствования образовательного процесса школы средствами дополнительного образования, на усиление роли просветительской работы с детьми, их родителями, жителями города.

С экспозиции «Летопись Великой Отечественной войны» 9 сентября 2006 г. начал свою работу школьный историко-краеведческий музей. Начиная формирование этой первой экспозиции музея, которая собиралась с помощью ветеранов Великой Отечественной войны Гагаринского микрорайона нашего города - Горбунова И.Е., Каштановой Л.И., Соколова Ю.И., Оськина Г.П., необходимо было осветить героические страницы военной истории нашей Родины, способствовать стремлению учащихся знать историю своей страны; воспитывать у школьников уважительное отношение к исторической памяти своего народа, к традициям своего города. Важно было найти такие формы работы с данной экспозицией, которые вызвали бы интерес учителей, учащихся и родителей, помогли бы оказать положительное влияние на содержание школьных уроков, а также на воспитательную работу в целом.

Поэтому была подготовлена тематика уроков мужества для разных параллелей, учебно-тематические экскурсии, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, с воинами-интернационалистами, краеведами общества «Радуница», которое проводит работу по Возрождению и приумножению духовно – культурного наследия предков.

-

В истории нашей страны было 1417 дней, когда каждая минута – это рёв раскалённого металла и стон вздыбленной земли, когда – это сотни оборванных жизней, когда каждая минута – это ещё один клок выжженной земли, потерянной или отбитой у врага. …Наша скорбь светла,

Она – о павших на войне священной

Им слава вечная дана,

Их подвиги в веках нетленны.

Б. Крехов.

История нашего города тесно переплетается историей нашей страны, и в радости, и в горести, жители города Орехово-Зуево вместе со всей страной шли на ратный и трудовой подвиг. Поэтому история самой страшной войны, в которой наш народ не только выстоял, но и победил, нашла отражение в экспозиции «Летопись Великой Отечественной Войны»

В этой экспозиции представлены элементы одежды, военной формы, снаряжения советских воинов времен ВОВ. Представлены полевая и повседневная формы, головные уборы различных родов войск, вещи, которые являются первой необходимостью солдата – котелок, кружка, фляжка, стальные шлемы, которые принято называть касками. Рядом расположены осколки боеприпасов, которые применялись во время войны, а также муляжи снарядов и гранат.

Экскурсии, проводимые педагогом - организатором ОБЖ, Карнауховым И.И. в школьном краеведческом музее настолько увлекательны и интересны, вызывают у учащихся живой отклик и желание узнать больше и глубже о ратных подвигах наших предков, что являются одним из факторов мотивирующих школьников к поездкам по местам боевой славы. Традиционными уже стали ежегодные поездки кадетов на реконструкцию Московской битвы г. Краснознаменск, реконструкцию Вохненского сражения 1812 года в селе Большие Дворы Павлово-Пасадского района.

Посетителями экскурсий стали не только учащиеся, педагоги и родители нашей школы, но и воспитанники социального приюта «Незабудка», детских домов, МОУ СОШ № 16, школы-лицея № 9, городского молодежного клуба, что определенным образом способствовало распространению идей деятельности музея, усилению контактов с другими образовательными учреждениями города.

В музее нашла свое отражение и история нашей школы, берущей свое начало в 1961 году. С участием родителей, педагогов-ветеранов, выпускников удалось развернуть еще одну экспозицию «История школы и пионерской дружины». Экспозиция помогает познакомить ребят с работой пионерской дружины, носящей звание героя Советского Союза Виктора Ивановича Галочкина, памятник которому стоит во дворе школы, узнать о жизни и героическом подвиге героя.

Особое внимание заслуживает рассказ о выпускнике нашей школы воине- интернационалисте Сергее Александровиче Рыбине, удостоенном высокой награды Ордена Красной Звезды (посмертно).

На здании школы установлена мемориальная доска. С матерью С. Рыбина, Илюхиной Л.И. проводятся встречи, ею были переданы из семейного архива документы, фотографии и награды сына, которые бережно хранятся в школьном музее.

Основными формами работы экспозиции «История школы и пионерской дружины» являются: агитбригады, тематические экскурсии, круглые столы, встречи с интересными людьми, встречи с выпускниками школы разных лет.

С появлением макета печи и чудом сохранившихся старинных бытовых предметов XVIII -XIX вв. - ухвата, кочерги, чугунных утюгов, самовара, керосиновой лампы, самой распространенной крестьянской обуви - лаптей, прялки, и т.д. - мы смогли открыть еще одну экспозицию в музее, которая была названа «Русская изба». Ее девизом стали слова: «Чем дальше в будущее входим, тем больше старым дорожим…».

Учителями- предметниками разработаны и проводятся тематические экскурсии по этой экспозиции. Учитель изобразительного искусства А.Н.Пасечник является автором экскурсий на темы: «Интерьер и утварь Русской избы», «Русский костюм, как отражение эволюции жизни человека», « Как появились первые куклы и игрушки на Руси». Учителем начальных классов И.Е. Садовниковой создана целая методическая копилка сценариев календарно обрядовых праздников. Учителем технологии Т.Л. Ворсуляк вместе с учащимися во время кружковых занятий изготовлена коллекция кукол, костюмов, кокошников для экспозиции «Русская Изба». Эта экспозиция позволяет проводить яркие уроки народной культуры с использованием нетрадиционных форм и методов. Большой интерес и восхищение вызывает у ребят композиция «История народного костюма», цель которой познакомить детей с особенностями русского народного костюма, показать его символичность, дать представление, что костюм отражал тесную связь человека далекого прошлого с природой; показать уровень высокого мастерства предков, развивать у детей эстетический вкус, любознательность, интерес к русским традициям и народному творчеству; воспитывать чувство гордости за свой народ, культуру «золотых дел» русских мастеров.

Благодаря творческим способностям преподавателей Пасечник А.Н и Ворсуляк Т.Л., в экспозиции «русская изба» появился раздел – «Русская народная игрушка». Мы и не предполагали, что на занятиях дополнительного образования и уроках технологии и народной культуры будет найдено учителями и создано обучающимися столько видов русских народных тряпичных кукол, пасхальных горок, детской мебели, деревянных игрушек. Каждый старался создать свою авторскую работу, чтобы она была помещена в музее. Теперь это одна из самых интересных экспозиций нашего музея, помогающая с интересом проводить экскурсии, мастер-классы, классные часы, и школьные праздники.

Материал экспозиции «Русская изба» позволяет организовывать и проводить на базе музея календарно-обрядовые народные праздники, уроки духовного краеведения, встречи с краеведами города, тематические экскурсии. Художественное оформление музея постоянно совершенствуется и обновляется для достижения более полного эстетического восприятия.

В музее работает актив учащихся, который помогает в поисково-- - исследовательской работе музея, организует шефскую работу с Ветеранами Великой Отечественной войны, принимает активное участие в разработке краеведческих проектов. Среди них: учащиеся 8-10 классов –Маврина Мария, Ильтубаева Анастасия, Кочетова Виктория, Сусляков Евгений, Митин Никита, Цветков Григорий, Барсегян Роза, Коротких Ольга, Пеньковский Станислав.

В 1990 году г. Орехово-Зуево был внесен в список исторических населенных мест России. Этот факт дал возможность организовать и провести краеведческую операцию «Орехово–Зуево: вчера, сегодня, завтра».

В результате учащимися средних и старших классов был собран интереснейший материал, оформленный в папки по темам: «Текстильный край Саввы Морозова»1; «Жизнь и быт старых казарм»; «Тыл и фронт»; «Наши земляки – герои Советского Союза»; «Улицы нашего города, которые носят имена героев»; «Тревожные воспоминания ветеранов ВОВ»; «Орехово-Зуево – родина Российского футбола»; «Наши земляки – воины интернационалисты»; «Память бессмертна … В.И. Галочкин»; «Наши земляки – писатели».

В настоящее время в музее разработан и является действующим цикл учебно - тематических экскурсий: « Откуда есть пошла земля Ореховская», «Жизнь и быт русской избы», «Русские народные костюмы», «Морозовы – история нашего города», «Орехово- Зуево – родина Российского футбола», «Жизнь и быт старых казарм», «Орехово-Зуево- орденоносный город», «Орехово-Зуево – вчера, сегодня, завтра».

Одной из форм взаимодействия музея с интересными людьми города стала форма презентации новых книг. Презентации произведений наших земляков- писателей, проводятся в разной форме: уроков – сказкотерапии по творчеству Л.Д. Коротковой, театрализованного авторского представления детской поэзии Л.А.Чернышевой, вечеров бардовской песни наших земляков Ю.И. Гадаева и Е.В.Глебова, моноразмышлений и эвристической беседы писателей-краеведов: М.Д. Барашниковой, Н.И.Акиловой и В.С. Лизунова. Подобные формы знакомства учащихся с творчеством писателей и поэтов-земляков находят положительный резонанс общественности , об этом свидетельствуют яркие отзывы в газетах : « Ореховские Вести», « Свобода Слова», «Орехово-Зуевская правда».

 

 

 

ЖИВОЙ РОДНИК ПАМЯТИ

Школьный музей

Галина Королева

 

 

Когда Людмила Михайловна Кузьмина возглавила коллектив школы №22, одним из ее главных замыслов было создание школьного музея. Для того, чтобы у учеников была возможность изучать историю родного края, его культуру не только по учебникам.

И учителя и родители откликнулись на инициативу директора, и в школе начали появляться интересные экспонаты: прялка, патефон, кухонная утварь, документы, книги... Пока в школе не было свободного помещения для музея, экспонаты хранились в классах Затем оборудовали специальную комнату, где разместили все реликвии. Энергично включилась в работу по организации в школе живого хранилища истории школьный библиотекарь Наталья Александровна Коновалова. У нее, по-настоящему любящей свое дело, тут же появились активные помощники. Ветеран Великой Отечественной войны, участник Курской битвы Иван Егорович Горбунов подарил музею свою рукописную книгу «Воспоминания: тревожное время», в которой отражены военные исторические события. Кроме того, Иван Егорович собрал интереснейшие материалы о роли животных в годы войны. Эти бесценные документы хранятся теперь в школьном музее. Ветеран войны, заместитель председателя городского Совета ветеранов Юрий Иванович Соколов передал в музей литературу военных лет, а также историческую энциклопедию в 12-ти томах Свое письмо-треугольник 1941 года пе­редала школе участница битвы под Мос­квой Любовь Васильевна Каштанова. Ветераны не просто передали экспонаты в музей, они также рассказали ребятам об истории каждой реликвии.

В музее хранятся документы о бессмертном подвиге Героя Советского Союза Виктора Галочкина, имя которого носит школа. Созданы отдельные тематические папки, например, «Текстильный край Саввы Морозова», «Наши земляки - Герои Советского Союза», «Орехово-Зуево - родина российского футбола».

Старая военная форма, оружие, книги, газеты военной поры, письма-треугольники. Сбором документов и экспонатов занимаются и сами ребята. Сейчас под руководством хранителя музея Натальи Коноваловой ученики собирают материалы на тему: «Детские дома в годы Великой Отечественной войны». Музейным активистам удалось разыскать воспитателей военных лет областного детского дома и на базе музея провести конференцию, участниками которой стали педагоги воспитатели и воспитанники. Одна из первых воспитанниц областного детского дома, Валентина Матвеевна Борисова, рассказала о своем военном детдомовском детстве. На конференции обсуждали книгу Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая», которую он написал в 1987 году, посвятив послевоенным детдомовским детям, и за которую в 1988-м получил Государственную премию.

В школьном музее нет так называе­мых «законсервированных» экспонатов: преподаватели могут брать их на уроки. Экспонаты, например, использовались в школьном мероприятии, посвященном 60-летию битвы под Москвой.

С образованием школьного хранилища истории в расписании учебных занятий появились самостоятельные музейные уроки. Среди прочих тем, например, такие: «Интерьер русской избы», «Русский народный костюм».

Известный писатель сказал, что прошлое - это родина нашей души. Хранилище исторических реликвий, созданное в городской школе №22, - свидетельство того, что ручейки памяти о прошлом края не иссякнут. Они будут перетекать в будущее, связывая времена и поколения.

 

 

УРОКИ МУЖЕСТВА

Школьные музеи Орехово-Зуева готовятся встретить 65-ю годовщину Победы. Новые воспоминания ветеранов, документы и фотографии фронтовиков появляются на стендах, здесь организуются встречи с бывшими участниками сражений.

Красуленков В.И.

Музей школы № 22 — один из лучших в городе. Руководит им заведующая библиотекой Н. Х. Коновалова. Большой актив и ребята кадетского класса делают работу музея интересной и оживленной. Здесь проходят уроки мужества, учащиеся встречаются с ветеранами войны, воинами-«афганцами , участниками войны в Чечне.

Здесь оборудованы стенды «Вехи войны», «Земляки-воины-интернационалисты». В экспозиции много предметов старого быта, а также одежда фронтови­ков, осколки снарядов и бомб, командирские планшеты. Мно­гое из этого найдено учащимися и бережно хранится в музее.

Как сказала Н. Х. Коновалова, в феврале пройдет очередная встреча учащихся с воинами - «афганцами». Это часть большой военно-патриотической работы в школе.

 

«Светло моей душе»

ДЕНЬ ПОЭЗИИ

Любовь ПОЧИТАЕВА

Традиционный День поэзии в Орехово-Зуеве, как всегда, прошел 19 января. На сей раз поэтов, писателей, краеведов принимала школа №22. Эту встречу, посвященную предстоящему 65-летию Великой Победы, организовала библиотекарь учреждения, заведующая школьным музеем Н.Х. Коновалова. Среди гостей праздника были представители городского отдела культуры и управления образования, сотрудники библиотек. Главными же слушателями и зрителями стали старшеклассники школы. Именно к молодежи обращались, в первую очередь, все выступавшие и ведущий Дня поэзии — поэт Вадим Вохнин.

Судя по всему, в этом учебном учреждении уделяют большое внимание патриотическому воспитанию учащихся. И не только потому, что здесь впервые в нашем городе был создан кадетский класс. В школе не ослабевает связь с ветеранами Великой Отечественной, которые внесли свою лепту в создание школьного музея. Вот и на поэтическом празднике почетную гостью, участницу битвы под Москвой, Л.В. Каштанову тепло поздравили с днем рождения, вручив букет роз, а юные кадеты исполнили красивую песню о родине

Книги писателей-земляков занимают почетное место в школьной библиотеке. По ним проводят уроки учителя, пишут рефераты старшеклассники. Родственниками журналиста, поэта-фронтовика Бориса Крехова школе подарены десятки его книг. На празднике правнук поэта прочитал одно из стихотворений прадеда.

Этот год знаменателен важными датами в культурном наследии родного города. Одна из них -85-летие Литературного объединения «Основа». О его истории доступно и интересно рассказала краевед и писатель Н.В. Ильина. Прозвучали имена В. Богатырева и других энтузиастов, стоявших у истоков

«Основы». С 2001 года Литобъединением руководит член Союза писателей России В.А. Бахревский. «Кого вырастит страна, если 24 часа в сутки с экранов телевизоров показывают сцены насилия?» - с этого вопроса начал писатель свой диалог с молодежью. И рассказал несколько реальных историй из жизни людей военного поколения, таких, что ком подступал к горлу. Недавно в свет вышла новая книга Бахревского «Героическая азбука», рассказывающая о всех родах войск, о подвигах ореховозуевцев в годы Великой Отечественной войны. Эта книга уже есть в школьной библиотеке.

Задушевно, с любовью читали стихи орехово-зуевских поэтов о родном городе члены Клуба любителей поэзии Л. Каретникова, О. Ивлева, О. Павлова. Со своим твор­чеством познакомили ребят поэты студии «Созвучие», а С. Булаткин даже подарил несколько экспонатов школьному музею. На Дне поэзии выступили также В. Лизунов, Е. Голоднов и другие мастера поэтического слова. Органичным украшением праздника была музыка. В исполнении Ю. Гадаева прозвучали песни на стихи Е Глебова и других авторов.

Праздник получился теплым и проникновенным, и вслед за поэтом хотелось повторить: «Светло моей душе».

 

Работа школьного историко-краеведческого музея направлена на то, чтобы не навязать, а пробудить у посетителей музея, детей и взрослых, чувство уважения к предкам, оставившим нам самое ценное – культурное достояние. В этом – просветительская функция музея.

Посетив школьный краеведческий музей, посетители оставляют записи о своих ярких впечатлениях в книге отзывов. Вот некоторые из них.

  • «Ваш музей – это не просто место, куда собраны экспонаты военной поры, быта русского, это ожившая история. С трепетом берешь в руки воинский треугольник, и словно то время входит в тебя. И вдвойне приятно, что ставшее историей оживает вторично в детских сердцах. Спасибо за то, что в музее происходят встречи с ветеранами. Огромное спасибо за энтузиазм руководителю музея. Посетитель – родитель 7 «А» класса (подпись).

  • «Спасибо, что в школе уделяется внимание патриотическому воспитанию, что наши дети ценят и любят историю нашей страны». Родители 7 «А». Мудрак Е.А.

  • «Я несколько раз посещал школьный музей, посвященный героическому подвигу советского солдата и труженикам тыла в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Каждый экспонат музея представляет летопись этих лет. И чем дальше отдаляются те суровые годы войны, тем отчетливее видим, явственнее осознаем историческое значение подвига, совершенного нашим народом, нашей армией. Учителя и учащиеся школы, как и весь народ нашей страны свято хранят благодарную память о погибших на военных полях сражений России, Европы и Азии советских воинах, своей смертью поправших смерть и ставших великой вехой на пути человечества. Большое спасибо от нас, бывших воинов, всем тем, кто принял участие в создании школьного музея, посвященного Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Будем же всегда помнить об этом.

Участник Великой Отечественной войны 1941-1045 гг., майор в отставке

Григорий Петрович Оськин (подпись)

  • Ваш музей мне очень понравился. Огромное спасибо учителям и ученикам за большой вклад в развитие школьного музея. Надеюсь, что поиски продолжите, а это в жизни очень важно.

Краевед Н. Акилова (подпись)

  • «Неизгладимое впечатление осталось у всех экскурсантов от замечательного музея. Мы желаем успехов ученикам и руководителю музея в пополнении новыми экспонатами. Мы со своей стороны постараемся помочь этому …музею. Будем искать новые экспонаты и передавать их в дар. Спасибо за экскурсию!

Первая группа МОУ «Детский дом-школа», воспитатель Черникова Н.С., зав. библиотекой Годабаева Г.Ф. (подписи).

 

Учащиеся активно работающие в школьном музее под руководством педагогов, имеют свои достижения и успехи в городских и областных конкурсах, конференциях.

2006год - Городской конкурс экспозиций «Народный быт» - Диплом победителей, 1 место (руководитель Пасечник А.Н.);

 

2007год - Областной конкурс «Золотые россыпи славянской письменности и

Культуры, призеры конкурса отмечены Дипломом 2 степени (руководители Николаева И.А., Пасечник А.Н.);

 

2007год - Региональный краеведческий конкурс-проект «Жизнь и быт старых казарм», отмечен Дипломом министерства образования и науки Российской Федерации. «За большой вклад по изучению и пропаганде историко-культурного наследия родного края» (руководитель Николаева И.А.)

 

2008 год - Научно-практическая конференция «Шаг в будущее. Секция – «Краеведение». Орехово – Зуевский район», диплом 3 степени (руководитель Пасечник А.Н.);

 

2008 год - Городской конкурс «Презентация школьных музеев», 3 место (руководитель Коновалова Н.Х.);

 

2009 год - Городская научно – краеведческая конференция. Творческий проект «Юность, опаленная войной», 1 место (руководитель Коновалова Н.Х.);

 

2009 год - Городская научно- краеведческая конференция. Творческий проект «Эхо войны», 3 место (руководитель Куликова Т.А.).

 

О фондах музея и его просветительской деятельности рассказывают мультимедийные презентации, которые подготовлены учителями и активистами музея.

Приглашаем к нам в музей!

 

Сведения об авторе: Коновалова Наталья Хазиповна, заведующая школьной библиотекой, руководитель историко-краеведческого музея МОУ СОШ № 22 г. Орехово-Зуево. Стаж работы в должности 9 лет, квалификационная категория I.

Коновалова Н.Х. в течение пяти

лет руководит школьным музеем; организует и направляет поисково-краеведческую работу учащихся, шефскую работу с ветеранами Великой отечественной войны ,работу по сохранению и уходу за мемориальной доской воинам интернационалистам Сергею Рыбину, Ивану Меткину, бюстом Виктору Галочкину.

Благодаря поисково-краеведческой работе учащихся под руководством Натальи Хазиповны школьный музей значительно пополнился новыми ценными экспонатами: письмами с фронта, боевыми наградами Сергея Рыбина, немецким фотоаппаратом военных лет, старинной прялкой 18-19 века и др.

В 2008 году школьный музей был зарегистрирован как историко-краеведческий музей Центром развития творчества детей и юношества Московской области (свидетельство № 2011 . от 09 .04. 08).

 

 

1 Морозов Савва Тимофеевич (1862- 1905) – российский предприниматель и меценат, родоначальник династии русских промышленников, основатель текстильной мануфактуры в г. Орехово-Зуево.